|
Денишев Иван Анатольевич
ИГРЫ ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Вселенная, Природа, Человек - есть единство разумного.
Здравствуй читатель!
Спасибо что решил ознакомиться с этой статьёй!
Значит тебе не безразлично.
Ни для кого не секрет, что незрячие работают на компьютерах, да и интернет
давно не новинка для незрячего пользователя. Для этих целей существуют две основные программы: Max-reader, Максима васильева
и скрин-ридер JAWS.
Макс-ридэр: это говорящая программа, основная функция которой, озвучивать
документы и книги в формате txt. Хотя возможности ее гораздо обширнее.
Что же такое знаменитый на весь мир JAWS? Это резедентная программа,
единственная функция которой, озвучивать меняющуюся на экране информацию.
То есть незрячий пользователь компьютера получает возможность работать практически с любыми приложениями виндовс. Правда, в последнее время программисты черезчур
увлекаются оформлением интерфейса своих программ графическими изысками, что
затрудняет работу незрячего с подобными приложениями вплоть до невозможности их
использования. Почему? Всё дело в том, что «джоз» может озвучить только
напечатаную информацию. Графику же, он не понимает. То есть - если нарисовать
слово, что часто можно встретить на отдельных сайтах, то это слово произнесено
не будет. Есть, конечно, в «джозе» функция «наклейщик ярлыков», но на все слова
ярлыки не наклееть.
Но это всё касается вообще работы на компьютере, а как же с отдыхом-то быть?
Итак об играх...
Можно ли играть незрячему в компьютерные игры, интерфейс которых сплошная графика?
Ответ однозначный - нет. Но не всё так плачевно. Существует пара-тройка десятков игр, написанных незрячими для незрячих. Прошу тебя читатель - не падай в обморок :) Некоторые игры действительно написаны незрячими.
И как не трудно понять на экране ничего не происходит, все события озвучиваются,
а управление осуществляется с клавиатуры. Приведу лишь некоторые игры: «Mark1» -
это гонки; «техно-шок» - это борьба с роботами захватившими людей в плен. Эти игры
самостоятельные, тоесть они сами себя озвучивают посредством аудио-файлов или DirectX.
И еще хочется упоминуть текстовый квест Максима Васильева "Зеркало". Для него
требуется звуковой драйвер "Digalo". Эта игра имеет и звук и графику, но
адаптирована для незрячего.
Основная же масса подобных игр озвучивается программой «джоз».
Резюмируя сказанное, можно сказать, что игр для незрячих очень мало, а многие
из них просто примитивны. Если кто желает ознакомиться с этой проблемой поближе,
а может и чем-то помочь (изменить существующее положение в сторону
расширения игровой базы для незрячих) приглашаю посетить наш специализированный
сайт: tiflocomp.ru. Возможно именно вы сможете помочь и при этом получить
столько искренней благодарности, сколько вы не получали ее за всю свою жизнь.
А теперь к тому из-за чего вобщем-то и появилась эта статья.
Подключил я интернет восьмого сентября 2006 года, и сразу же, естественно, мне помогли открыть почтовый ящик. И вот во второй декаде октября, совершенно случайно,
попадаю на сайт "Мир текстовых квестов". Закачал практически всё что на нём было,
А так же «досурку». И какое же было моё разочарование, когда я обнаружил, что
досурка мне недоступна. Хочу пояснить, что «джоз» не дружит с досовскими
приложениями. Но нас голыми руками не возьмёшь.! Продолжаю поиск, и - о, радость!
Нахожу AkURQ 1.27. Открываю квест, как сейчас помню про хомяка Семёна, и он работает!
Правда информацию приходится прочитывать вручную, прогоняя курсор сверху вниз
построчно. Мне это естественно не нравится. Ха-ха! А «джоз»-то зачем, спрашивается?
Пишу скрипты и всё! Информация произносится автоматически по нажатию (enter).
Хочу пояснить: В «джозе» предусмотрен диспетчер скриптов, с помощью которого
можно адаптировать «джоз» почти к любым программам. Язык скриптов специфический,
понятный только «джозу».
Решил я, после прочтения статей опробовать другие платформы. Скачал «Quest», и
QSP. Но увы, «джозабельным» оказалась только AkURQ. Остальные платформы по ряду
причин неудобны в использовании незрячими.
Главные приимущества акурки заключаются в том, что основной экран (информационное окно) не пересекается с другими и поэтому информация считывается без проблем.
«Quest» же, не удобен тем, что приходится щёлкать по кнопкам, перемещая фокус с
помощью клавиши (tab).
QSP так же не доступна, так как рядом с информационным окном находится инвентарь.
Почему? Дело в том, что джоз озвучивает горизонталь целиком и в результате
получается "каша". Тоесть это уже не игра, а сплошное мысленное фильтрование.
Что не только неудобно, а еще и утомительно. Человек, садясь за игру, хочет
получить удовольствие, а какое ж тут удовольствие, когда приходится
выфильтровывать из мешанины слов смысл. И еще одна не менее важная проблема этой
платформы - невозможность отключения фоновой музыки. Музыка эта зачастую орёт в
3 раза громче синтезатора речи и, игры не может быть впринципе. В акурке, как
извесно, есть эта возможность, а стало быть и нет проблемы на этот счёт.
Так что мы, незрячие, голосуем за акурку и просим автора не бросать работу по ее
усовершенствованию.
И так, мой первый рассказ подошел к концу. Надеюсь, что мы с тобой читатель,
еще не раз встретимся!
Всего вам доброго и светлого.
С уважением Иван Денишев, Невинномысск.
diamass@mail.ru Пишите, поговорим!
КОММЕНТАРИИ (Belial)
Некоторые недостатки платформы QSP по части интерфейса (с позиции незрячих, естественно) были описаны автором до более подробного ознакомления с платформой. После некоторых разъяснений автор несколько изменил свое мнение. В частности: возможность скрывать отдельные окна является полезным свойством, возможность же располагать окна по своему усмотрению конечно полезна, но для незрячего все же является проблематичной. Поэтому у автора есть просьба к создателю платформы сделать версию с фиксированным расположением окон - а именно, одно под другим и возможностью переключаться между окнами при помощи клавиши (tab). (из личной переписки)
Желающим ознакомиться с принципом работы программы JAWS и тем самым более полно понять проблемы автора и других незрячих прилагаю «Учебник Jaws на русском языке» (93 kb) >>
Призываю авторов игр и платформ с пониманием и участием отнестись к проблемам незрячих игроков. Конечно - IF, с одной стороны, всего лишь наше хобби и мы никому ничего не должны, но с другой - разве в вас не вдохновляет на свершения все, написанное выше. Меня вдохновляет. Чего и вам желаю.
С уважением,
Belial.
|